03
февраля
2017

Жители мегаполисов так устали от сирен и «маячков», что не особо обращают на них внимание. Порой это приводит к трагическим последствиям.

Вся страна обсуждала январские события на Камчатке, когда «Скорая» не смогла подъехать к больному и тот скончался. На экранах страны крутили видео с камеры «неотложки», на котором водитель требует уступить ему дорогу. Возмущенная общественность стала собирать подписи с требованием посадить за решетку барышню, сидящую  за рулем легковушки. Увы, большинство из подписавших петицию (а это несколько тысяч человек!) даже не удосужилось посмотреть видео «Скорая на Камчатке». Между тем правозащитник Петр Шкуматов из «Синих ведерок» постарался разобраться в ситуации и пришел к выводу, что основная вина лежит… на экипаже «Скорой». Коротко его доводы таковы. Данные GPS свидетельствуют о том, что шофер не мог найти адрес и колесил по дворам. Затем была глупая,  но,увы,типичная ситуация, когда никто не хотел сдавать в сторону. Достаточно было одной из машин свернуть, и инцидент был бы исчерпан. Шофер«неотложки» требовал освободить ему путь, но Правила под словом «уступить» полагают, что водитель не должен продолжать или возобновлять движение или осуществлять маневр, если это может вынудить водителей других транспортных средств внезапно изменить направление движения или скорость.Легковая машина встала и не двигалась – вроде бы нарушений нет. Врач, которому до подъезда было недалеко, просто сидел в машине, идти пешком не захотел. Мы не знаем его физических возможностей, быть может, оборудование тяжелое было. Но на мысли наводит… В общем ситуация грустная, все винят друг друга, а человека, увы, не вернешь.

Хотя проблема действительно есть. Практика показывает, что водители быстро уступают дорогу полиции и пожарным. Первые шутить не любят, а пожарные «летят»  на здоровых машинах – страшно становится. 

В общем, уступают тем, от кого исходит угроза. 

Перед «членовозам», кстати, особо не расступаются, даже несмотря на возможность наказания. Поэтому «штатские» машины с мигалкой предпочитают двигаться в сопровождении полиции либо становятся в хвост подходящему автомобилю со спецсигналами.

«Скорой» уступают, но нарвавшись на грубость со стороны ее водителя, порой отвечают тем же. Как ни крути, а это вполне прогнозируемая реакция на агрессивное поведение. Увы, не учат шоферов «неотложек» навыкам бесконфликтного общения. Ожидать от них высоконравственного поведения не приходится: зарплата там невысокая, а нагрузка может быть серьезная – целые сутки за рулем. По блату в такие места не устраиваются, идут от безысходности. Пожалуй, грубость водителя – одна из причин конфликта в Петропавловске-Камчатском. Подобные ситуации нередки, смотрите как «упираются лбами» в московском Бирюлево. 

В цивилизованных странах спецтранспорт уважают. На видео показано, как уступают дорогу пожарным в Польше. И дело не только в жестком наказании: люди привыкли, что ссирена звучит лишь в случае крайней необходимости, когда на кону стоит здоровье или человеческая жизнь. У нас же спецсигналыдискредитированы бесконечными спецпроездами чиновников и близких к ним людей.

Депутаты предлагают ужесточить наказание за не пропуск спецтранспорта. Сейчас за это полагается 500-рублевый штраф либо лишение прав на 1-3 месяца. Не так уж и мало, три месяца безлошадной жизни действуют отрезвляюще. Если инициатива пройдет, то штраф увеличат до 1500 руб., а срок лишения «прав» до 6-12 месяцев. Более того,  предлагают так же внести изменения в уголовный кодекс. По замыслу авторов, если препятствование проезду спецтранспорта привело к причинению тяжкого вреда здоровью или смерти человека, то виновника станут привлекать уже к уголовной ответственности. Для этого предлагается дополнить статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации частью 1.1 и выделить данное деяние в отдельный состав преступления. Таким образом, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в этом случае будет наказываться лишением свободы на срок до двух лет, а смерть пациента - до пяти лет.

С точки зрения законодательства, ничего не мешает и сейчас пытаться привлечь за причинение смерти по неосторожности. Но для этого эксперт должен будет однозначно указать, что задержка автомобиля в пути привела к трагическим последствиям. Причем он должен будет сказать, что если бы машина прибыла на несколько минут раньше, то пациент однозначно выжил. Такой вердикт маловероятен, так что даже если в уголовном кодексе появится новая статья, то работать она не будет. Как тут не вспомнить знаменитую фразу Салтыкова-Щедрина, что «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Депутатская мысль разыгралась не на шутку: были предложения конфисковывать автомобили, считая их орудием преступления.

Есть и еще один важный момент – безопасность движения. Машины со спецсигналами бьются, причем делают это регулярно.  

    

  

Как видите,  в аварию попадают все. Включенный синий маячок дает возможность отступать от многих пунктов ПДД, а звуковой сигнал обеспечивает преимущество в движении. Хотя водители спецтранспорта часто не включают звуковой сигнал, поскольку ехать с ним долгое время некомфортно.В результате юридически подкованные водители намеренно не уступают дорогу включенным «маякам», пока не услышат сирену. 

Водители спецтранспорта могут отступать от правил, но их маневр должен быть безопасен для окружающих: выезжать на встречную, двигаться на красный сигнал светофора можно лишь в том случае, если остальные видят машину с мигалкой и уступают ей дорогу.Если авария произошла, то маневр был небезопасен и вероятнее всего виновным окажется именно водитель спецтранспорта. В прошлом году подобное дело дошло до Верховного суда: высший судебный орган постановил, что виновен водитель «Скорой», который, включив спецсигналы, выехал на встречную и попал в ДТП.

Но нельзя сказать, что ситуация безнадежная. Порядку на дорогах способствует технический прогресс. У многих стоят видеорегистраторы, народ охотно выкладывает эффектные кадры в сеть. Так что водители машин с «маяками» ведут себя более аккуратно. Мы уже сейчас видим такие автомобили, спокойно стоящие в «пробках» - зачем расталкивать поток, если прямой необходимости нет? Так что, может быть,пройдет не так уж много времени и сирена будет звучать лишь в случаях острой необходимости.

Хотя, в любом случае дорогу спецтранспорту лучше уступать. Своевременное прибытие действительно может спасти человеческую жизнь.